Южноуральцы боятся, что каждую курицу и яблоню обложат налогами

Фильтры

Регион

Новости

Южноуральцы боятся, что каждую курицу и яблоню обложат налогами

В Челябинской области, как и во всей стране, в самом разгаре сельскохозяйственная перепись. И, как и десять лет назад, этой нужной и важной кампании многие боятся. Особенно – в деревнях. Вместе со специалистами Челябинскстата корреспонденты «Губернии» провели один день с переписчиками в Кунашакском районе и выяснили, охотно ли открывают ворота своих дворов южноуральцы и чего боятся.

В Кунашакском районе работает 31 переписчик. Успели обойти уже 62 процента личных подсобных хозяйств. Каждому переписчику выделили по телефонной сим-карте, оплачивают транспорт, потому что не одну деревню надо объехать. Большинство передвигается на служебном транспорте, но есть и такие, кто на велосипеде или своей машине. Например, уполномоченный по сельхозпереписи Кунашакского района Флюра Махмутова гоняет на собственной «классике». Говорит, что права получила еще в восьмидесятых годах, с тех пор и за рулем. (По сельским дорогам за ней даже правительственный автомобиль представительского класса не мог угнаться.) 

В деревне Карагайкуль из трех личных подсобных хозяйств, куда специалисты Челябинскстата решили завести журналистов, пустили только в одно. Остальные семьи побоялись огласки, но переписчика без свидетелей пригласили.

- Даже переписчиков многие сначала опасаются, а тут еще и пресса, - рассказала «Губернии» Луиза Габбасова, инструктор переписчиков. – Жители вспоминают сталинские времена, когда каждая яблоня и каждая курица облагались налогом. В СССР было такое — яйца и яблоки сдавали государству, многие поэтому вырубали фруктовые сады. Есть на дереве плоды или нет, никого тогда не интересовало. Сейчас не так. Объясняем это. Во-первых, держите в личном подсобном хозяйстве хоть сколько голов скота — все ваше и никаких налогов. Во-вторых, перепись анонимная, никаких фамилий и адресов мы не указываем.

Сведения, содержащиеся в переписных листах, признаются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Это значит, что перепись не приведет к увеличению налогообложения, ее данные будут использованы только для детальной характеристики сельскохозяйственного производства и оказания государственной поддержки отстающим. Перепись началась 1 июня, а закончится 15 августа. Пока никаких официальных данных нет, первые предварительные итоги не подвести. Тем не менее переписчики говорят, что по сравнению с прошлыми годами сельчане стали держать меньше сельскохозяйственных животных (тех, от которых можно получить молоко, яйца или мясо). Кошки с собаками не в счет — их и не считают.

- Сейчас в большинстве деревень живут дачники, они скот не держат, - отмечает переписчик Эльвира Камалитдинова, вместе с которой мы заходим во двор к другой Эльвире. - Раньше в каждом дворе была корова, да еще и не одна, не говоря уже о свиньях и птице. Сейчас все это редкость.

Но в этот двор мы, как говорится, удачно зашли. Эльвира Юмагуина - мать пятерых детей. Взрослые дочки уже замужем, трех внуков родителям подарили, а младшие помогают в хозяйстве. Денис, муж Эльвиры, сейчас на работе – он пастух, а сама хозяйка торопится на сенокос. Надо заготовить корм для своих животных.

- Коровы, лошади, гуси и куры – все у нас есть, - улыбается Эльвира. – Как же без них, семья-то у нас большая. Сколько, спрашиваете, гусей? Десять. Вот они во дворе гуляют.

Переписчикам самим никого считать нельзя. Они только записывают со слов хозяев. Когда уходим со двора, Эльвира Камалитдинова вздыхает:
- Карагайкуль — богатая деревня. Ее жители по сравнению с жителями других деревень держат много животных…
- …Да только дорого их содержание обходится, - вступает в разговор инструктор Луиза Габбасова, которая живет в поселке Куяш. – Мы вот держим сейчас 50 бройлеров. Хотели еще гусей взять, но передумали. 

Луиза рассказывает, что купила месячных бройлеров по 151 рублю. Надо их месяц еще держать и кормить. А корм дорогой. Каждую неделю покупают его на полторы тысячи рублей, правда, еще и овец им же кормят. Если купить мясо птицы в магазине, будет дешевле. Но сельчане не могут есть покупное мясо. Вот и дочь Луизы, что живет сейчас в Челябинске, предпочитает только свое, домашнее.

Отправляемся в другое село – Каинкуль. Пока едем в машине, рассказываю, что нам в редакцию часто приходят письма от читателей, которые жалуются, что только в городах живется нормально, а в деревнях хорошо только дачникам отдыхать. А так - безработица, пьянство... Неужели это правда, спрашиваю. Отвечают, что, к сожалению, да. Все, кто помоложе и помобильнее, в город уезжают. 

Остальные, если не работают, пьют. В советское время за тунеядство наказывали, а сейчас работы в деревнях нет... На нет и суда нет...
Однако и работяг тоже хватает. Таких, к примеру, как 75-летняя Люзя Шадыева и ее сыновья. Судите сами: в их хозяйстве две коровы, телята, лошадь, свиньи, овцы, куры, индоутки, фазаны, павлины и страусы.

 Все для души держим, для себя и родственников, ничего не продаем, - улыбается хозяйка и рассказывает, как завела экзотических птиц. - Одиннадцать лет назад умер мой муж. А мы с ним мечтали держать страусов. Как-то по телевизору услышала фразу: «У кого есть цель в жизни, живет долго». Вот и решила осуществить мечту. Купила страусят три года назад в Башкирии. Надо обязательно брать мальчика и двух девочек. Так они живут 70 лет. Моим пока два и три года. Яйца еще не несут, ждем вот, хочется попробовать.

Муж Люзи был военным. В последние годы работал в ЧВВАКУШе, там и жили. Два сына тоже бредили небом, но судьба — обоих списали по состоянию здоровья. Сама Люзя 30 лет проработала медсестрой. В Каинкуль переехали в 1991 году. Муж был рыбаком и охотником — место понравилось. На пустом месте построили дом.

- Гуси, козы есть? – продолжает задавать вопросы переписчик.
- Коз нет, но хочу завести. Из-за сыра. А гуси есть, конечно. Как не держать гусей, если рядом озеро и болото? Скажут еще, что ленивая, - смеется хозяйка и зовет нас пройти за ней. Но показывает не гусей, а… кудрявых, как овцы, свиней.
- Это венгерская мангалица, - рассказывает. - Почитала про таких свиней в интернете. Написано, что ходят и пасутся сами, а потом домой приходят, как коровы. Но мы своих не отпускаем гулять.

Кстати, Сабир, сын Люзи, рассказал, что в деревне сейчас нет пастуха. Табун (без свиней, конечно) пасут сами жители по очереди. На прощание подарил всем по павлиньему перу. На память. О таких хозяевах – работящих, любящих землю и сельское хозяйство – хочется помнить всегда.

- Одна из задач переписи – больше узнать о личных подсобных хозяйствах, - подводит итог нашего путешествия в Кунашакский район специалист Челябинскстата по информационно-разъяснительной работе по ВСХП-2016 Галина Маркина. - По сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам такая статистика все-таки ведется, а вот по ЛПХ нет. А ведь личные подсобные хозяйства всегда много молока, мяса и картофеля давали. Вот сейчас после переписи на государственном уровне и сделают выводы, как поддержать сельчан.

После сельхозпереписи 2006 года приняли две федеральные программы — по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. Сейчас государство может переориентироваться на помощь малым подсобным хозяйствам, потому что больших цифр никто не ждет. Почему, мы уже написали выше.

Кстати, по словам руководителя Челябинскстата Ольги Лосевой, перепись личных подсобных хозяйств в нашей области ведется с опережением графика. Высокий уровень организации этой кампании отмечают в Озерском и Миасском городских округах, Еманжелинском и Коркинском районах. 

Сельхозорганизации, фермерские и крестьянские хозяйства тоже стали объектами переписной кампании. О том, как живется сейчас фермерам, рассказал «Губернии» Рашит Сайфутдинов из Кунашака, в хозяйстве которого 250 овец, 40 коров и 500 гектаров земли - 400 засеял в этом году гречихой, 60 - пшеницей, 40 – овсом:
- Есть проблемы, спрашиваете? А как же! Вынужден наравне с фермерством заниматься металлоконструкциями, у меня такая фирма. Когда занимался только ими, по два раза в год отдыхать за границу ездил. Занялся крестьянским хозяйством - есть и спать перестал, все думаю, где бы денег достать. Пока только вкладываю, вкладываю, вкладываю. На получение гранта не успел подать заявку. Надо, чтобы менее двух лет фермерскому хозяйству было, а моему уже чуть больше. Говорят, дотации какие-то на гектар земли дают, так у меня бухгалтера нет, а самому считать некогда. Да и пороги обивать тоже некогда - надо работать. Сейчас вот на комбайн кредит оформил, надо начинать уборку, а не могу — банк не одобряет. Какие-то бумажки сверяет, что-то требует. Все так сложно. А я сельским хозяйством с 2000 года занимаюсь, душа к нему лежит, еще в совхозе работал трактористом. Была бы хоть какая-то помощь, было бы лучше. 
 

Источник: http://gubernia74.ru/

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее