Андрей Косилов, гендиректор ООО «Равис — птицефабрика Сосновская»: Смена приоритетов

Фильтры

Регион

Новости

Андрей Косилов, гендиректор ООО «Равис — птицефабрика Сосновская»: Смена приоритетов

Стремительное развитие птицеводческой отрасли, наблюдавшееся последние несколько лет, привело к существенному наращиванию объемов производства мяса птицы и полному обеспечению внутренних потребностей страны в данной продукции.

В этой ситуации перед сельхозпроизводителями возникают новые вызовы и проблемы.

Основными являются вопросы дальнейшего развития отрасли в условиях рыночного перенасыщения, перспектив экспорта отечественного мяса птицы и открытия новых рынков сбыта, освоения иных сегментов производства продукции. Андрей Косилов, генеральный директор ООО «Равис — птицефабрика Сосновская», являющегося одним из лидеров мясного птицеводства в России, подробно рассказал о складывающейся сегодня на данном рынке ситуации, о перспективах экспортных поставок мяса птицы, а также о результатах работы агрохолдинга и новых приоритетных направлениях развития компании, которые позволят ей активно наращивать производство без убыточных продаж.

— Как вы можете оценить ситуацию, складывающуюся сегодня на рынке мяса птицы?

— Положение характеризуется двумя серьезными явлениями: кризис перепроизводства и усугубляющее его снижение реальных доходов и покупательной способности населения. В течение последних 10 лет объемы производства и переработки мяса птицы росли достаточно быстрыми темпами. В период бурного роста данный продукт активно замещал свинину и говядину, и постепенно его доля в структуре потребления выросла практически до 50 процентов. Наша компания также принимала активное участие в этом процессе. В результате сейчас мы входим в число лидеров по производству мяса птицы в нашей стране и являемся одним из крупнейших производителей мяса в совокупном объеме, то есть курятины, свинины и говядины. Однако в последние два года мы столкнулись с тем, что мясо в России стали покупать меньше, чем наращивались объемы его производства. Доходы населения снизились, а стоимость тех же услуг ЖКХ, медикаментов и прочего существенно увеличилась. Сложилась ситуация, при которой первоочередные запросы людей вступают в прямую конкуренцию с продуктами питания, что негативно отражается на отрасли в целом.

— Получается, что сегодня нерентабельно наращивать производство в этой сфере и открывать новые предприятия? В каких направлениях лучше тогда развиваться?

— Мне кажется, сегодня многие уже существующие компании располагают собственным резервом мощностей, поэтому в данной ситуации инвестиции, непосредственно связанные с увеличением объемов производства мяса птицы, неактуальны. То есть сельхозпроизводителям, работающим в птицеводческом направлении, не стоит планировать масштабные реконструкции, строительство новых площадок с несколькими технологическими корпусами, поскольку реализация подобных проектов приведет к падению цен и ухудшению финансового состояния всех без исключения предприятий. Если же сельхозпроизводители решатся на введение новых мощностей, то для расширения своих позиций на рынке и продажи продукции им придется прибегнуть к демпингу, что могут позволить себе только крупные компании, имеющие доступ к государственным дотациям. Более того, по моему мнению, в условиях конкурентного и избыточного рынка программы поддержки, направленные на субсидирование проектов по увеличению объемов выпуска мяса птицы, должны быть прекращены. Я считаю, что в этом плане все производители должны быть поставлены в равные условия. Если у государства есть денежные средства на поддержку птицеводческих компаний, то лучше их направить, к примеру, на субсидирование килограмма произведенной продукции, но при условии, что выплачиваемые дотации будут направлены предприятиями на определенные цели: улучшение кормовой базы, внедрение новых технологий, увеличение глубины переработки и так далее. Сегодня птицеводческие компании могут эффективно развиваться в рамках более перспективного направления — выпуска товаров с добавленной стоимостью, то есть изготовления полуфабрикатов и готовой мясной продукции.

— Некоторые эксперты отмечают постепенную консолидацию рынка мяса птицы. На ваш взгляд, насколько такое мнение соответствует действительности?

— Я не слишком верю в то, что будет проходить масштабная консолидация, ведь в нашей большой стране существует огромное количество крупных, мелких и средних предприятий, которые умеют эффективно вести свой бизнес. После консолидации на рынке останутся именно те игроки, кто научился в существующих условиях работать с прибылью, то есть уйдут только нерезультативные компании.

— На ваш взгляд, насколько перспективен экспорт российской птицеводческой продукции? Какие страны могут стать нашими партнерами?

— Налаживание экспортных поставок не решает одну из главных проблем российской действительности — уменьшение реальных доходов населения. Так, в Челябинской области по итогам прошлого года, по некоторым оценкам, покупательная способность снизилась на 12 процентов. При подобной тенденции никакие экспортные поставки не смогут заменить российским производителям внутреннего покупателя. Кроме того, я не слишком верю в перспективность значительного экспорта птицеводческой продукции на данном этапе, видя, как от России закрываются Китай и другие государства Юго-Восточной Азии, являющиеся потенциальными партнерами нашей страны по этому направлению. По моему мнению, это происходит потому, что зарубежные поставки сырого мяса несут в себе большую угрозу распространения различных заболеваний и вирусов, поэтому все страны стараются защитить свои рынки не столько от продукции, сколько от угрозы заноса болезней и новых возбудителей. Более перспективным в плане экспорта, по моему мнению, является рынок готовой мясной продукции, но я считаю, что, прежде всего, необходимо обеспечить доступность в ценовом плане данных товаров российским потребителям. Несмотря на то, что за последние годы уровень потребления мяса на душу населения в нашей стране вырос, Россия все-таки отстает от физиологических норм питания. Данную проблему необходимо решать на различных уровнях, но я могу сказать, что многие производители готовы к наращиванию производства и выпуску доступной готовой продукции.

— Расскажите подробнее о компании и результатах ее работы за последний год. Каких производственных показателей удалось достичь? Насколько увеличились мощности агрохолдинга по выпуску продукции?

— Сегодня наша компания представляет собой предприятие замкнутого цикла, которое включает выращивание племенного яйца, выпуск кормов, производство и переработку мяса бройлера, свинины, говядины и дальнейшую реализацию этой продукции. В прошлом году мы решили немного снизить объемы производства мяса птицы до того уровня, который можно продать без убытков, поэтому общая цифра составила менее 100 тыс. т. Один из основных принципов компании — не осуществлять убыточные продажи, поэтому каждый год мы корректируем планы производства и не гонимся за пустым повышением показателей. Несмотря на снижение выпуска курятины, изготовление полуфабрикатов и готовой продукции, ассортимент которой включает более 200 наименований товаров, постепенно увеличивается. Так, в прошлом году мы поставляли около 1600 т мясных изделий и примерно 300 т полуфабрикатов в месяц, что составляет около 27 процентов от всего объема производимой продукции, причем в дальнейшем мы планируем повышать данные показатели.

Другими направлениями деятельности агрохолдинга являются молочное скотоводство и свиноводство. Сегодня общее количество крупного рогатого скота на предприятии, представленного в разной степени голштинизированным скотом, составляет 27,5 тыс. голов, в число которых входят 4500 дойных коров, около 8000 быков для откорма, а остальные являются шлейфом. По итогам прошлого года удалось произвести свыше 2000 т говядины и более 20 тыс. т молока. Неплохие результаты демонстрирует свиноводческое подразделение — в 2017 году было выпущено 2200 т свинины. В данном направлении мы работаем уже достаточно давно, однако после введения санкций решили нарастить производство этой продукции. Ранее из трех свиноводческих ферм работала только одна, но после 2014 года технологические процессы были налажены на остальных двух площадках.

— Планируется ли в дальнейшем развивать молочное и свиноводческое направления?

— В первом случае данный вопрос достаточно сложный, поскольку ситуация в самой отрасли непростая. С одной стороны, нам не совсем выгодно продавать сырое молоко перерабатывающим заводам по закупочной цене 21–22 рубля за литр. В нашем регионе нет крупнейших производителей молочной продукции, которые готовы предложить большую цену за высококачественное сырье, поэтому его приходится реализовывать по существующим предложениям. Однако, с другой стороны, при увеличении объемов производства молока необходимо будет организовывать собственную переработку этого сырья и прямые продажи молочной продукции, что потребует существенных вложений. В свиноводческом направлении мы располагаем всеми возможностями для повышения объемов производства и при необходимости сможем быстро расширить свою деятельность в этой сфере, однако данный рынок не является дефицитным. Более того, сегодня компании для собственного производства вполне хватает уже производимых объемов свинины и молока, поэтому наращивать мощности в данных направлениях в ближайшие годы мы не планируем. Наш главный ориентир — увеличение производства готовой мясной продукции и полуфабрикатов.

— Компания активно развивает производство зерновых культур и изготовление собственных кормов. Каких результатов удалось достичь в этом направлении?

— Для обеспечения птицы и животных сбалансированными кормами в необходимых объемах агрохолдинг располагает собственным комбикормовым заводом. Его мощность составляет 400 т в сутки гранулированных кормов. Для полноценной работы этого предприятия каждый год 120 тыс. га сельскохозяйственных земель, находящихся в распоряжении компании, засеиваются зерновыми и другими культурами. По итогам прошлого года были получены хорошие результаты — удалось собрать 100 тыс. т зерна, причем средняя урожайность пшеницы составила более 20 ц/га, что для нашего региона является высоким показателем, и 5000 т масличных культур, из которых впоследствии будут изготовлены подсолнечные и рапсовые масло и шроты. В последние два года мы активно инвестируем в растениеводческое направление в плане повышения объемов использования удобрений, средств защиты растений и приобретения современной сельскохозяйственной техники. Так, в прошлом году было закуплено 10 новых самоходных комбайнов и шесть жаток компании «Ростсельмаш», шесть самоходных косилок, а в 2016 году — 17 жаток фирмы MacDon, считающейся одним из лидеров в своей отрасли. Отечественную технику мы приобретаем при помощи программ АО «Росагролизинг».

— Нередко можно услышать мнение, что импортные машины лучше и надежнее. Почему вы выбираете именно отечественного производителя?

— Российскую технику мы приобретаем уже достаточно давно, и она нас вполне устраивает. По моему мнению, эффективность той или иной машины во многом зависит от региона, где она используется. К примеру, на юге страны урожайность зерновых и других культур очень высокая, поэтому на данной территории востребованы агрегаты с большой пропускной способностью. В этом плане более надежными являются импортные уборочные комбайны. Однако российская техника последнего поколения, на мой взгляд, обладает хорошими характеристиками и возможностями, неплохим соотношением цены и качества, а также не уступает зарубежным конкурентам по производительности и минимизации потерь. Кроме того, на полях мы используем самоходные жатки для повышения эффективности пользования комбайнами, поскольку при сборе урожая применяем не общепринятую, а особую технологию — сначала валим валок, а уже потом убираем.

— Крупные производители обычно реализуют свою продукцию через торговые сети или собственную розницу. Какой вариант был выбран в вашей компании и почему?

— Порядка 60 процентов производимой нами готовой мясной продукции реализуется через собственную розничную сеть, включающую порядка 400 магазинов. Торговые точки располагаются в нескольких регионах — Челябинской, Свердловской, Тюменской, Курганской областях и Республике Башкирия, а сырую и замороженную продукцию мы поставляем покупателям от Калининграда до Владивостока. Благодаря собственной розничной сети снижается налоговая нагрузка на компанию, уменьшаются различные издержки, что позволяет нам продавать качественную и свежую продукцию по доступной цене.

— Какими формами государственной поддержки пользуется предприятие, в том числе в целях модернизации производств? На ваш взгляд, насколько сложно получить сегодня субсидии?

— Мы пользуемся всеми доступными видами поддержки: погектарными выплатами, программами АО «Росагролизинг» по приобретению сельскохозяйственной техники, льготными кредитами, на которые приходится только 20 процентов от общего объема заемных средств. Обычно под быстро окупаемые проекты, у которых данный срок составляет 1–2 года, мы берем кредиты по обычным ставкам — 9–9,5 процентов годовых. При реализации длительных программ мы обычно не рассчитываем на субсидии и предоставление льготных кредитов, поэтому проводим запланированные работы постепенно. К примеру, при модернизации ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» на начальном этапе было реконструировано только два корпуса, а работы на остальных начались только после получения прибыли с обновленных блоков.

Сегодня получить субсидии достаточно непросто — особенно не хватает государственных денег на программу льготного кредитования. Однако модель бизнеса на нашем предприятии построена таким образом, что получение любой формы поддержки является не основой его существования, а лишь способом улучшения финансовых показателей нашей деятельности и более активного развития. Один из главных принципов работы компании — не торопиться брать кредиты, ведь занимаешь чужие, а отдаешь уже свои деньги. По этой причине наша ссудная задолженность составляет лишь 2,2 млрд рублей при годовом объеме реализации в 12 млрд рублей, в то время как у многих птицеводческих предприятий данный показатель достигает или даже превышает их оборот.

— Каковы планы дальнейшего развития холдинга? Предполагается ли расширять производство или географию продаж, либо осваивать новые направления бизнеса?

— В наступившем году мы планируем открыть еще минимум 100 розничных магазинов, повысить долю фирменной торговли до 70–75 процентов и расширить географию продаж готовой мясной продукции и полуфабрикатов, причем их доля в общем объеме выпускаемых товаров также будет увеличена до 40 процентов. Кроме того, в планах компании полностью загрузить зарезервированные в прошлом году по причине определенной ситуации на рынке мощности, восстановить объемы производства на уровне 2016 года и выгодно реализовать всю произведенную продукцию. Новые направления осваивать мы не планируем, а направим усилия на развитие растениеводства и улучшение производственных процессов, касающихся скотоводства, чтобы научиться получать хорошую прибыль в этом направлении. По моему мнению, в первую очередь, необходимо направлять усилия на совершенствование и развитие того дела, в котором уже был достигнут какой-либо успех. Судя по многочисленным оценкам различных экспертов, специалистов «Росптицесоюза» и других, в птицеводческом направлении мы уже добились отличных результатов, которые планируем закреплять и улучшать в будущем.

Беседовала Анастасия Кирьянова

Источник: agbz.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее